Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

В Александровский городской суд Владимирской области

Истцы:

Жители деревни Красная Роща

 

Ответчики:

1. Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области

ул. Б. Московская, д. 68,  г. Владимир, 600000

2. ООО “Истоки”

ул. 850-летия, д. 1/46, г. Владимир, 600005

3.Спирин Сергей Александрович

мкр-н Лесной, д.10, кв. 85, г. Владимир

Третьи лица:

1. Отдел водных ресурсов Верхне-Волжского бассейнового водного управления по Владимирской области

ул. 2-я Никольская, д. 8, г. Владимир, 600000

2.Администрация Александровского района

ул. Красной Молодежи, д.7, г. Александров, 601650

3.Администрация Следневского сельского поселения

ул. Молева, д. 24, дер. Следнево, Александровский район, 601620 

4.Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области

ул. Офицерская, д. 33а, г. Владимир, 600033

5. Федеральное     государственное бюджетное учреждение “Федеральная кадастровая палата Росреестр” по Владимирской области

ул. Луначарского, д.13 «а», г. Владимир, 600017

Гражданское дело № 2-322/2015

 

 

УТОЧНЕННОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

 

В связи с тем, что на момент подачи искового заявления истцам не была известна, вся необходимая информация и с установлением новых подробностей и обстоятельств, руководствуясь ст. 39 ГПК РФ истцы просят суд:

- принять уточнение процессуального статуса участников процесса, а именно:

- включить в состав ответчиков Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области и исключить его из состава третьих лиц;

- включить в состав третьих лиц Администрацию Александровского района, Отдел водных ресурсов Верхне-Волжского бассейнового водного управления по Владимирской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение “Федеральная кадастровая палата Росреестр” по Владимирской области;

- исключить из состава третьих лиц Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Владимирской области;

- уточнение искового заявления.

 

В мае 2014 года жители деревни Красная Роща, и истцы узнали, от доверенных лиц Спирина С.А., собственника земельного участка с кадастровым номером 33:01:000612:1393, Радионова А.Г и Куприкова В.А., что были установлены новые границы деревни, и вся земля вокруг деревни Красная Роща принадлежит им на праве собственности.

Жители деревни Красная Роща и истцы ведут личное подсобное хозяйство на земельных участках и в соответствии со статьей 7 ФЗ “О личном подсобном хозяйстве” вправе рассчитывать на государственную и иную поддержку, в т.ч. формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, предоставление земельных участков для сенокошения и выпаса, и другое) и обеспечение деятельности личных подсобных хозяйств в производстве сельскохозяйственной продукции.

По обращениям жителей деревни Красная Роща, включая истцов, в государственные и муниципальные органы, прокуратуру РФ, о защите прав нам было предложено обратиться в суд.

На общем собрании жителей деревни были определены представители деревни, которые подали 3 коллективных исковых заявления в Александровский городской суд.

Нам стало известно, что земельный участок с кадастровым номером 33:01:000612:2, площадью 3 290 000 кв. м., расположенный по адресу: Александровский район, Следневское сельское поселение, вблизи д. Красная роща, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения подсобного сельского хозяйства был поставлен на кадастровый учет 22.04.2003.

12.01.2010 Территориальным управлением Росимущества во Владимирской области по итогам проведенного аукциона с ООО “Истоки” заключен договор аренды указанного земельного участка с кадастровым номером 33:01:000612:2.

В соответствии с Актом приема-передачи от 18.01.2010 приложение №1 к договору аренды от 12.01.2010 ООО “Истоки” передан земельный участок в удовлетворительном состоянии и пригодным для использования по целевому назначению.

ТУ Росимущества в нарушение прав истцов, незаконно передало их жилые строения с земельными участками, и все остальные участки, расположенные  в деревне Красная Роща, включая земли общего пользования в аренду ООО “Истоки” сроком до 2059 года на основании договора от 12.01.2010 №797-ф  для ведения подсобного сельского хозяйства.

22.11.2010 ТУ Росимущества заключило с ООО НПК “ГеоТЭК” Государственный контракт №3/3062 на выполнение комплекса работ, необходимых для последующей регистрации прав собственности РФ на  земельный участок с кадастровым номером 33:01:000612:2. Цена контракта составила 8119829,36 рублей.

Срок выполнения работ составлял 15 календарных дней с момента подписания контракта.

28.12.2010 между сторонами было подписано Соглашение о расторжении Государственного контракта в связи с существенным изменением обстоятельств, указав на одно из них – несоответствие площади земельного участка, в отношении которого предусмотрено выполнение комплекса работ.

В результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением границы и площади земельного участка площадь участка составила 3 009 783 кв.м, что меньше площади, сведения о которой содержатся в ГКН на 280 217 кв.м.

Из технического отчета ООО НПК “ГеоТЭК” нам стало известно следующее, что в ходе проведения работ было выявлено,  что часть участка занята жилыми строениями и используется для ведения личного подсобного хозяйства. Северо-западная граница участка проходит по реке Серой в соответствии со ст.65 Водного кодекса РФ  ширина водоохранной зоны р. Серая составляет 100 м, что накладывает ограничения в использовании на участок площадью 466 700 кв.м.

Чтобы избежать проведения конкурсных процедур 10.06.2011 между теми же сторонами заключен аналогичный договор б/н на выполнение комплекса работ, необходимых для последующей регистрации прав собственности РФ со сроком выполнения работ 60 календарных дней с момента подписания ценой 46137,03 рублей.

В соответствии с приложением № 1 к Договору от 10.06.2011 был определен состав работ, в том числе оформление акта согласования местоположения границ земельного участка и работ по изготовлению межевых планов;

06.08.2011 в связи с существенным изменением обстоятельств (а именно, невозможностью оформления акта согласования местоположения границ земельного участка в пределах срока, предусмотренного договором) стороны решили продлить срок выполнения работ по договору от 10.06.2011 до 30.12.2011 года, о чём подписали дополнительное соглашение.

29.12.2011 работы были выполнены, о чем был составлен акт №00000007.

Сведения об уточнении местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 33:01:000612:2 внесены в ГКН на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 27.12.2011 № 33-0-1-70/3001/2011-1758 и межевого плана (исполнитель - кадастровый инженер Федосеева Н.А., номер квалификационного аттестата 77-11- 385). Площадь по результатам межевания составила  2 961 496 кв.м.

Комиссией ТУ Росимущества в период с 22.08.2012 по 29.08.2012 проведена проверка использования указанного земельного участка, был составлен соответствующий Акт от 29.08.2012.  После чего ООО “Истоки” обратилось с заявлением от 25.02.2013 г. в ТУ Росимущества о выкупе земельного участка.

На основании распоряжения ТУ Росимущества от 16.04.2013 №502-р между ТУ Росимущества и ООО “Истоки” 19.04.2013 заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 33:01:000612:2.

Цена выкупа земельного участка формировалась из расчета 3% от его кадастровой стоимости и составила 376027,26 рублей.

05.06.2013 В ЕГРП зарегистрировано право собственности ООО “Истоки” на указанный земельный участок.

Одновременно были внесены сведения о границе населенного пункта д.Красная Роща в ГКН 05.06.2013 на основании карты (плана) объекта землеустройства – границы населенного пункта д.Красная Роща МО Следневского сельского поселения Александровского района, переданного администрацией Александровского района с сопроводительным письмом от 27.02.2013 № 01-25-513.

В состав карты (плана) включена копия Решения СНД МО Следневское сельское поселение от 28.11.2012 № 25 “Об утверждении Генерального плана МО Следневское сельское поселение”, а также выписка из генерального плана, в которой указана планируемая граница населенного пункта д.Красная Роща.

 

Истцы считают, что договор купли-продажи недвижимого имущества на земельный участок 33:01:000612:2 заключенный между ООО “Истоки” и Росимуществом, недействительный в силу того, что данный договор заключен с нарушением действующего законодательства.

В 2013 года по заявлению ООО “Истоки” произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 33:01:000612:2, из его состава образовано 7 земельных участков с кадастровыми номерами: 33:01:000612:1396, 33:01:000612:1397, 33:01:000612:1398 – земли сельскохозяйственного назначения, и,  33:01:000612:1393,  33:01:000612:1394, 33:01:000612:1395, 33:01:000612:1399 – земли населенных пунктов.

По договору купли-продажи от 08.04.2014 земельный участок с кадастровым номером 33:01:000612:1393 площадью 57005 кв. м. перешел в собственность Спирина С.А., право собственности зарегистрировано 23.04.2014.

Как следствие недействительности договора купли продажи на земельный участок с кадастровым номером  33:01:000612:2, истцы считают, что договор купли-продажи недвижимого имущества на земельный участок с кадастровым номером  33:01:000609:1393, заключенный между ООО “Истоки” и Спириным С.А. от 08.04.2014 года недействительный.

В 2014 году на основании заявления Спирина С.А. произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 33:01:000612:1393, из его состава образовано 44 земельных участка с кадастровыми номерами 33:01:000612:1431 – 33:01:000612:1474.

 

В силу ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

 

Свои доводы истцы основывают на следующем:

 

  1. Истцам стали известны документы, которые подтверждают факт подложности подписи Радионова А.Г., якобы являвшегося заместителем главы администрации Александровского района, председателем КУМИ Александровского района в Акте согласования местоположения границы земельного участка с кадастровым номером 33:01:000612:2 в Межевом плане от 27.12.2011.

Радионов А.Г. и арендатор участка ООО “Истоки” были заинтересованы в нужных результатах межевания данного земельного участка, которые обеспечила кадастровый инженер Федосеева Н.А., поэтому Радионов А.Г. подписал данный акт, будучи освобожденным 14.06.2011от занимаемой должности.

Межевой план от 27.12.2011 был изготовлен в декабре 2011 года,  и поэтому собственноручно указанная Радионовым А.Г. дата подписания акта 20.07.2011, свидетельствует о вероятном сговоре между кадастровым инженером Федосеевой Н.А., представителями арендатора земельного участка ООО “Истоки” и другими заинтересованными лицами.

Поэтому Федосеева Н.А. согласовала в индивидуальном порядке межевой план не с представителем администрации Александровского района, а с Радионовым А.Г.

Кадастровый инженер Федосеева Н.А. получила 26.12.2011 в управлении делопроизводства и кадров администрации Александровского района  документы и приложила их к Межевому плану от 27.12.2011 в качестве доказательств, подтверждающих полномочия Радионова А.Г. на участие в определении и согласовании границ земельных участков на местности с правом подписи соответствующих актов (распоряжения главы Александровского района № 292рк от 11.11.2009 “О переводе Радионова А.Г.” и  № 29р от 23.03.2010 “О наделении полномочиями”).

Федосеева Н.А. была обязана проверить полномочия заинтересованных лиц в соответствии с частью 11 статьи 39 Закона о кадастре, но почему-то согласовала в индивидуальном порядке межевой план не с представителем администрации Александровского района, а с Радионовым А.Г., и смогла поставить печать на его подпись, что подтверждает наличие между ними сговора.

Действующим земельным законодательством при определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании предусмотрено обеспечение учета законных интересов граждан, права которых могут быть затронуты межеванием.

Пунктом 6 статьи 11.9. Земельного кодекса РФ установлено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Однако деревня Красная Роща была отмежевана с грубыми нарушениями данных требований, допущены разрывы между границами смежных участков, которые не могут являться ни проходами, ни проездами для истцов и других лиц, а со стороны реки границы земельного участка сельскохозяйственного назначения установлены без учета возможного использования по целевому назначению участка (вклинивание, маленькая ширина, береговая полоса).

В соответствии с требованиями пункта 10 ст. 38 Закона о кадастре образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам.

Руководствуясь статьей 39 Закона о кадастре, пунктами 11, 14.1 и 14.4 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Федеральной службой земельного кадастра России 17.02.2003, пунктами 8.1, 8.2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству 08.04.1996, истцы полагают, что соблюдение процедуры согласования действительно необходимо и не носит формальный характер. Поскольку фактически существующие более 15 лет границы между смежными земельными участками не учтены. Ранее существовавшие проезды, проходы к участкам истцов и соседним земельным участкам, обозначенные, в том числе и на топографических планах, при проведении межевания были ликвидированы. Часть этих проездов и проходов присоединена к земельному участку с кадастровым номером 33:01:000612:2, что очевидно затрагивает интересы не только истцов, но и других землевладельцев деревни Красная Роща, использовавших данные проезды и проходы как средство доступа к своим земельным участкам, выходов к реке.

В подпунктах 14.1 и 14.4 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства указано, что определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводится в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченными ими или при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей.

В силу Федерального закона РФ от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (далее - Закон о кадастре)  кадастровый инженер является должностным лицом. В случае нарушения норм проведения кадастровых работ и подготовки межевого плана, в т.ч. составления акта согласования границ, возможно оспаривание действий должностного лица в порядке производства по делам, возникающим из административных и иных публичных отношений.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит в установленном порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Орган местного самоуправления является заинтересованным лицом при согласовании местоположения границ земельных участков в случаях, если земельные участки находятся в муниципальной или государственной собственности до ее разграничения и данные земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение (письмо Минэкономразвития РФ от 26.10.2010 N Д23-4377). В случае если права на земельные участки надлежащим образом не оформлены, местоположение границы земельного участка подлежит согласованию с соответствующим органом местного самоуправления.

Истцы считают, что при заключении и при принятии работ по  Государственному контракту от 22.11.2010 ТУ Росимущества не было озабочено в выполнении требований действующих нормативных документов, т.к. состав работ, состоящий из трех этапов, включая проведение процедур согласования местоположения границ, заведомо не мог быть исполнен за 15 календарных дней.

Доказательством этого служат известные нам страницы Технического отчета НПК “ГеоТЭК” от 2010 года, в котором на 5 странице указана водоохранная зона реки Серая 100 метров, а населенный пункт деревня Красная Роща не упоминается. На схеме расположения земельных участков 903 страницы Отчета, ясно видны подъездная дорога к деревне и объездная дорога, которая проходит вдоль железной дороги, земельные участки истцов, границы которых согласно Отчета являются смежными. Однако эти границы земель общего пользования не были зафиксированы в межевом плане от 27.12.2011. 

Мы считаем, что главной причиной расторжения Государственного контракта это факт нахождения в границах земельного участка населенного пункта, земель общего пользования по межеванию которых стороны не нашли решения, а также обнаружение водного объекта реки Серая, сведения о котором в ГКН отсутствовали.

Поэтому при подготовке межевого плана от 27.12.2011 не были учтены и не получены сведения о природных объектах (береговая линия реки Серая, береговая полоса, участки леса), землях общего пользования, не изучена документация по планировке деревни Красная Роща.

Истцам известно, что геодезические измерения и расчеты в границах деревни Красная Роща выполнялись повторно в период сентябрь-ноябрь 2011 года, это подтверждается межевым планом. Нам достоверно не известно все причины  этих действий за пределами договора от 10.06.2011, мы предполагаем, одну из них, чтобы сделать отступ от границ земельных участков и не проводить согласование местоположения границ с землевладельцами. Для этого, вероятно, и был продлен срок выполнения работ по договору в соответствии с дополнительным соглашением от 06.08.2011.

Радионову А.Г., Федосеевой Н.А. и иным заинтересованным лицам было известно, что данный земельный участок (вместе с деревней Красная Роща) находился в аренде у ООО “Истоки” сроком до 2059 года на основании договора от 12.01.2010 № 797-ф  для ведения подсобного сельского хозяйства. Поэтому участки леса, береговая полоса, заболоченные территории в водоохранной зоне и прибрежной полосе, а также деревня с землями общего пользования заведомо не могли быть использованы для ведения подсобного сельского хозяйства.

В межевом плане от 27.12.2011 в разделе “Заключении кадастрового инженера” отсутствуют данные о выполнении работ по установлению границ населенного пункта деревня Красная Роща. Кадастровый инженер выявил ошибку, и не указал на это в своем заключении. Предложения по устранению выявленной ошибки (установление границ деревни), он должен был в обязательном порядке согласовать с уполномоченным лицом администрации Александровского района.

Кадастровый инженер для выполнения кадастровых работ при установлении границ населенного пункта не получил из администрации Александровского района данные о линиях градостроительного регулирования и улично-дорожной сети, соответствующие планировки деревни Красная Роща.

На земельном участке с кадастровым номером 33:01:000612:1398 имеются лесные участки (более 30 га, включая 5 га хвойного леса), которые не были поставлены на учет, лесоустройство не было проведено. Это влечет за собой невозможность проведения в указанных лесах мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, не позволяет на должном уровне обеспечивать пожарную безопасность на землях государственного лесного фонда, граничащего с данными участками леса. Что может повлечь их утрату.

В результате вероятного сговора при межевании в 2011 году  не были зафиксированы границы водоохранных зон, прибрежных защитных полос и береговых полос,  подъездная дорога к деревне Красная Роща, улица Луговая, проезды и проходы вокруг деревни, был перекрыт доступ к береговой полосе реки Серой, не указаны границы культурного и природного ландшафта “Немецкие горы”, а участки леса площадью более 30 га были отмежеваны как земли сельскохозяйственного назначения.

Запрещенные виды деятельности в границах водоохранных зон установлены частью 15 статьи 65 Водного кодекса РФ. Кроме того, в силу части 17 статьи 65 ВК РФ в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: распашка земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Установление границ водоохранных зон, прибрежных защитных полос и береговых полос имеет важнейшее значение для обеспечения государственного регулирования хозяйственной и иной деятельности в прибрежных территориях и юридического обоснования решения вопросов землепользования хозяйствующими субъектами и гражданами. Отсутствие данных запретов может нанести непоправимый вред экологическому состоянию спорных земельных участков, нарушает право истцов на благоприятную окружающую среду (ст.42 Конституции РФ, ст.11 № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”).

Зоны устанавливаются независимо от границ территориальных зон, земельных участков и категорий земель; сведения о водоохранных зонах (в том числе описание местоположения зоны) вносятся в государственный кадастр недвижимости (ст.10 Закона о кадастре).

Кадастровые работы в связи с уточнением местоположения границы и площади оспариваемого земельного участка были выполнены в интересах арендатора, и в дальнейшем собственника участка ООО “Истоки”, с нарушениями природоохранных и градостроительных норм и прав истцов.

Акт согласования смежных границ участков истцов, чьи права затрагиваются, ими не подписывался (что влечет его недействительность, ничтожность), не был учтен сложившийся порядок землепользования, не учтена длительно существовавшая естественная граница. Кадастровый инженер не провела подготовительные работы по сбору необходимых для межевания сведений, не произвела надлежащим образом проверку представленных документов, не согласовала границы с уполномоченным лицом администрации Александровского района, тем самым нарушила порядок согласования местоположения границ участков (ст. 39, 40 Закона о кадастре), данные нарушения влекут незаконность её действий и недействительность акта согласования границ земельного участка.

Истцы считают, что межевой план от 27.12.2011, подготовленный по итогам проведения кадастровых работ недействительным, а границы земельного участка с кадастровым номером 33:01:000612:2 не установленными.

Сведения о границах спорных земельных участков граничащих с земельными участками истцов, учтенных в договорах купли-продажи недвижимого имуществ и как следствие учтенных в ЕГРП, на момент учета земельных участков проводились с нарушением норм действующего законодательства.

2. В ходе проведения проверки Александровской городской прокуратурой установлено, что при формировании и постановке на кадастровый учет земельных участков 33:01:000612:2, 33:01:000612:1394, 33:01:000612:1395, 33:01:000612:1397, 33:01:000612:1398 произошло наложение земельных участков на береговую полосу реки Серой. Таким образом, при формировании земельного участка с кадастровым номером 33:01:000612:2 (до его раздела) и постановке его на Государственный кадастровый учет в его состав включена значительная часть береговой полосы реки Серая на протяжении более 3,5 км.

Доступ к данному водному объекту и его береговой полосе передан в собственность ООО “Истоки”. Александровским городским прокурором по данному нарушению подано исковое заявление. (Материалы имеются в гражданском деле № 2-842/2015 ~ М-256/2015).

На публичной карте наглядно усматривается, что спорный земельный участок  располагается в пределах береговой полосы.

По данным Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации водный объект река Серая (код водного объекта 09010300612110000031475) расположена в 89 км по левому берегу реки Шерна и имеет длину 60,0 км, ширина береговой полосы водного объекта  составляет 20 метров.

В соответствии с ч. ч. 1, 2, 6 ст. 6 ВК РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно пункту 8 статьи 27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

Абзацем 2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным кодексом.

В силу пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.122001 №178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества” не подлежат отчуждению земельные участки в составе земель, в том числе водного фонда, общего пользования (водные объекты, пляжи и другие объекты).

Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые, в том числе водными объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Поэтому постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 33:01:000612:2  до уреза воды с дальнейшей его приватизацией явилась нарушением права Российской Федерации. Береговая полоса является исключительной собственностью РФ. Формирование и приватизация земельных участков, находящихся в пределах береговой полосы, нарушает права и законные интересы истцов, жителей и гостей поселения.

Права истцов и право любого гражданина РФ на свободный доступ к береговой полосе не может быть ограничено, каждый гражданин вправе пользоваться ею для передвижения и пребывания около нее, в том числе, для любительского и спортивного рыболовства, причаливания плавучих средств. 

В нарушение требований закона при формировании данного земельного участка (и приватизации), имеющего общую границу с водным объектом рекой Серой, его местоположение не было согласовано с полномочным государственным органом – Отделом водных ресурсов Верхне-Волжского бассейнового водного управления по Владимирской области.

В нарушение п. 8 ст. 27 Земельного кодекса ООО «Истоки» заключили договор купли-продажи земельного участка в пределах береговой полосы в границах общего пользования.

Истцы считают, что передача земельного участка с кадастровым номером 33:01:000612:2 в частную собственность нарушает право истцов пользоваться береговой полосой водного объекта общего пользования, а также проходом к реке Серая.

Таким образом, заключенный 19.04.2013 между ТУ Росимущества и ООО «Истоки» договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 33:01:000612:2 противоречит требованиям действующего законодательства, которыми установлен запрет на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах береговой полосы водных объектов, находящихся в федеральной собственности.

3. В границах земельного участка 33:01:000612:1398 (ранее 33:01:000612:2)  находится автомобильная дорога Александров-Балакирево до д. Красная Роща, которая более 15 лет имеет твердое покрытие и по которой возможен круглогодичный проезд к деревне, и на момент совершения сделки купли-продажи находилась на балансе и обслуживании администрации Следневского сельского поселения (постановление администрации Следневского сельского поселения от 18.06.2013 №79, постановление администрации Александровского района от 10.05.2012 №1206) и имеет идентификационный номер 17-205 189 ОП МР – 107.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.

В соответствии с положениям пункта 5 части 1, частями 3,4 статьи 14 №131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов и осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, решается органами местного самоуправления Александровского района.

Статья 85 Земельного кодекса РФ предусматривает, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами не подлежат приватизации.

Таким образом, при формировании земельного участка с кадастровым номером 33:01:000612:2 (до его раздела) находящегося в аренде ООО “Истоки” и земельного участка с кадастровым номером 33:01:000612:1398, выделенного из его состава, постановке их на Государственный кадастровый учет, в их состав незаконно включена, а впоследствии с нарушением прав неопределенного круга лица, муниципального образования Следневское сельское поселения передана в частную собственность автомобильная дорога общего пользования “Александров-Балакирево до д. Красная роща”.

Нахождение указанной дороги в частной собственности нарушает права истцов, так и муниципального образования Александровский район.

 

4. В результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 33:01:000612:2 и незаконных действий Радионова А.Г. и Федосеевой Н.А. земли общего пользования в районе деревни Красная Роща не были установлены и учтены:

-  улица Луговая (17 205 189 ОП МП-436), её ширина стала 10 метров, а в соответствии с нормативами должна быть не менее 15 метров.

- не учтены основные расчетные параметры дорог, хозяйственные проезды, скотопрогоны, а также фактически имеющиеся проезды и проходы в пределах границы деревни и за ее чертой в соответствии с областными градостроительными нормативами;

- объездная (транзитная) дорога со стороны города Александрова вдоль железнодорожного полотна до ж/д переезда.

В соответствии с постановление Губернатора Владимирской области от 06.05.2006 N 341 (ред. от 14.01.2011) “Об утверждении областных нормативов градостроительного проектирования” утверждены областные нормативы градостроительного проектирования “Планировка и застройка городских округов и поселений Владимирской области”.

Пунктом 3.4.48. нормативов приняты основные расчетные параметры сельской уличной сети, которые устанавливаются по таблице 52 для хозяйственного проезда и скотопрогона -  шириной 4,5 метра. Согласно пункта 2 Примечаний к данной таблице ширина улиц в красных линиях принимается 15 - 25 м.

Статья 85 Земельного кодекса РФ предусматривает, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами не подлежат приватизации.

Данная норма не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых улицами, проездами, автомобильными дорогами, и другими объектами общего пользования.

В статье 1 Градостроительного кодекса РФ закреплено понятие территорий общего пользования, как территорий, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

В этой же статье установлено, что существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты) обозначаются так называемыми красными линиями.

Таким образом, по смыслу закона именно красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц (т.е. могут быть приватизированы).

При передаче в аренду, а впоследствии при заключении договора купли-продажи от 19.04.2013  земельного участка с кадастровым номером 33:01:000612:2, в составе отчуждаемого земельного участка незаконно оказались земли общего пользования.

 

5. В 2012 году при участии Радионова А.Г., который в это время находился на государственной службе  в ТУ Росимущества по Владимирской области были подготовлены необходимые документы, в результате чего ООО “Истоки” использовало право льготного выкупа земли сельскохозяйственного назначения, не исполняя условия договора, а именно: использования её по целевому назначению.

Радионов А.Г. непосредственно и единолично проводил проверку в период с 22.08.2012 по 29.08.2012 использования земельного участка, в ходе которой установлено следующее:

- в границах проверяемого земельного участка отсутствуют водные объекты;

- водные объекты, расположенные в непосредственной близости от границ проверяемого земельного участка отсутствуют;

- в границах проверяемого земельного участка отсутствуют здания, строения, сооружения.

В подтверждение выполненных работ по обработке почвы ООО “Истоки” предоставило договора подряда от 10.09.2010, 03.05.2011 и 01.08.2012 заключенный между ним и Ракитой Д.С по вспашке земельного участка вблизи д.Красная Роща площадью 220 га и акты приема-сдачи выполненных работ от 30.09.2010, от 31.05.2011 и 20.08.2012.

По результатам проверки комиссией ТУ Росимущества по Владимирской области сделаны выводы о том, что правоустанавливающие документы в отношении проверяемого земельного участка оформлены в установленном действующим законодательством порядке, земельный участок используется по назначению в соответствии с установленным видом разрешенного использования, нарушений порядка использования участка не выявлено, на момент проверки на участке велись посевные работы, факт его захламления, зарастания сорными и древесными растениями не установлен.

В силу пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.

В силу части 2 статьи 5 Закона Владимирской области от 12.03.2007 №19-ОЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Владимирской области” земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, переданный в аренду гражданину или юридическому лицу, может быть приобретен таким арендатором в собственность по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка по цене, равной 3 процентам от кадастровой стоимости данного земельного участка.

Таким образом, действующее законодательство исходит из того, что приобретение земельного участка сельскохозяйственного назначения по льготной цене возможно при одновременном соблюдении двух условий:

- арендование гражданином или юридическим лицом земельного участка в течение трех лет;

- надлежащего использования земельного участка лицом, которому передан в аренду земельный участок в течение трех лет.

На основании коллективных жалоб жителей деревни Красной Рощи, включая истцов, Александровской городской прокуратурой проводились неоднократные проверки использования спорных земельных участков.

Согласно акту проверки от 21 июля 2014 года, подписанного комиссией в составе помощника городского прокурора Пискарева А.В., государственного лесного инспектора ГКУ ВО “Александровское лесничество” Тювина А.Н. , главного специалиста - эксперта Александровского управления Росреестра по  Владимирской области Дьяковой С.В., государственного инспектора отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Владимирской области Кленковой В.Б., по соблюдению условий использования земельных участков с кадастровыми номерами  33:01:000612: 1393, 33:01:000612: 1398, установлено следующее:

Вся площадь земельного участка заросла сорной растительностью, южная и юго-восточная части участка древесно-кустарниковой растительностью хвойных и лиственных пород. Земельный участок с кадастровым номером полностью зарос сорной растительностью. Вывод, сделанный комиссией следующий, что в течение минимум 5-7 лет данные земельные участки не использовались по назначению, а именно для ведения подсобного сельского хозяйства.

На рассмотрении Александровского городского суда находится  гражданское дело №2-842/2015 ~ М-256/2015 по иску городского прокурора, в котором указано, что при формировании и передаче в собственность ООО “Истоки” земельного участка с предыдущим кадастровым номером 33:01:000612:2, в том числе был передан участок местности общей площадью не менее 25 га, который заведомо не мог использоваться для целей сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством, деятельности, и фактически для этих целей не использовался.

В дополнение к исковому заявлению городского прокурора мы заявляем, что в границах земельного участка сельскохозяйственного назначения:

- имеются заболоченные участки, а также участки леса и древесно-кустарниковой расти-тельности, расположенные в прибрежной и водоохраной зоне которые несут защитную водорегулирующую функцию и никаким образом не могут использоваться как земли сельхозназначения, и подлежат охране.

- имеются значительные участки земли под лесами (в том числе не менее 5 га хвойного леса), не переведенные в установленном законодательством порядке в состав земель лесного фонда, с хорошим древостоем. Эти леса граничат с землями гослесфонда. Как государство умудрилось продать лес остается без ответа. Именно природный лес, а не лесные насаждения.

- до 50 процентов земли в силу природных, эрозийных и прочих объективных факторов не может использоваться как пашня, и до 20 процентов никогда не использовалось для ведения сельскохозяйственного производства.

В результате приватизации спорного земельного участка жители деревни Красная Роща, включая истцов, лишены полностью участков для сенокошения и выпаса скота, которые должны предоставляться населению за счёт близлежащих земель, временно свободного приусадебного фонда и специально выделенных кормовых угодий в пределах черты населённого пункта или за чертой. Данное право истцов нарушено.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьей 7 Федерального закона “О личном подсобном хозяйстве” обязаны сохранить резервные фонды угодий, а при ограниченности ресурсов - планировать преимущественное использование пастбищ и сенокосов местным населением, а не заниматься махинациями с земельными участками.

Истцы заявляют, что земли сельскохозяйственного назначения ООО “Истоки” не обрабатывало и не использовало по целевому назначению, а документы, в том числе Акт проверки земельных участков от 29.08.2012 сфабрикованы для того, чтобы провести процедуру приватизации арендованных земель по льготной цене.

 

Таким образом, при заключении договора купли-продажи спорных земельных участков нарушены интересы истцов как пользователей земельных участков и природных ресурсов, нарушены интересы Российской Федерации (о чем со стороны прокурора Александровского района подано исковое заявление в Александровский городской суд) - в части незаконного отчуждения значительной части береговой полосы реки Серой, а также лесных насаждений, расположенных на участке, нарушения порядка межевания земельных участков.

В силу пунктов 1-2 статьи 166 Гражданского кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения вышеуказанного договора купли-продажи) сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В соответствии со статьи. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Согласно статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Учитывая изложенное, истцы заявляют требования о признании недействительным договора купли-продажи  земельного участка от 19.04.2013 года, договора купли-продажи земельного участка  от 08.04.2014, о применении последствия недействительности ничтожной сделки, возвратив указанный выше земельный участок в государственную собственность - в распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области, с указанием на то, что данное решение влечет исключение из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о праве аренды на спорный земельный участок, о праве собственности на земельный участок  зарегистрированном за ООО “Истоки”, с аннулированием сведений о кадастровом учете данного земельного участка.

Как следует из документов, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области  16.04.2013.  было издано постановление № 502-р, в соответствии с которым постановлено передать ООО “Истоки” в собственность за плату земельный участок площадью 2 961 494  кв. м с кадастровым номером 33:01:000612:2 из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения. На Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Владимирской области была возложена обязанность заключить договор купли-продажи.

Во исполнение вышеуказанного постановления ТУ Росимущества Владимирской области 19.04.2013 года был заключен договор купли-продажи (купчая) земельного участка, на основании которого спорный земельный участок продан ООО “Истоки” за 376 027 руб. 70 коп.

Право собственности ООО “Истоки” на спорный земельный участок было зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается записью в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним  от 05.06.2013.

Согласно пункта 2 статьи 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

С учетом изложенного, договор купли-продажи от 19.04.2013  земельного участка с кадастровым номером 33:01:000612:2, заключенный между ТУ Росимущества и ООО “Истоки” является ничтожной сделкой.

При ничтожности договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 33:01:000612:2 все дальнейшие сделки, связанные с распоряжением участками, образованными в результате его раздела, также ничтожны. Права собственника имущества в данном случае в соответствии с вышеприведенными положениями закона подлежат защите.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 3, 39, 46, 254, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации:

Истцы просят:

  1. Признать недействительным с момента издания Распоряжение ТУ Росимущества от 16 апреля 2013 года за № 502-р "О предоставлении земельного участка с кадастровым номером  33:01:000612:2 в собственность ООО “Истоки”.
  2. Признать незаконными действия ТУ Росимущества по предоставлению в собственность земельного участка 33:01:000612:2.
  3. Признать недействительной (ничтожной) сделкой договор купли-продажи от 19.04.2013 земельного участка с кадастровым номером 33:01:000612:2, заключенный между ТУ Росимущества  и ООО “Истоки”.
  4. Признать недействительной (ничтожной) сделкой договор купли-продажи от 08.04.2014 земельного участка с кадастровым номером 33:01:000612:1393, заключенный между ООО “Истоки” и Спириным С.А.
  5. Аннулировать сведения в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Владимирской области о государственной регистрации прав Спирина С.А. на земельные участки с кадастровыми номерами 33:01:000612:1431-33:01:000612:1474  и ООО “Истоки” на земельные участки с кадастровыми номерами 33:01:000612:1394, 33:01:000612:1395, 33:01:000612:1396, 33:01:000612:1397, 33:01:000612:1398, 33:01:000612:1399, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 33:01:000612:2.

 

 

Подано 15 мая 2015 года